Зрение

<b>Казимов Сергей Владимирович </b> <br>Главный врачСегодня, по мнению некоторых офтальмологов, у 92% людей можно обнаружить предрасположенность к развитию и начальные стадии такого заболевания глаз как катаракта. В целом за последние 10 лет глазные болезни сильно «помолодели». Бешеный ритм жизни и постоянное состояние стресса, в котором пребывает современный человек, вызывают снижение иммунитета, в связи с чем, даже в молодом возрасте на фоне банального фарингита и аденовирусной инфекции зачастую развиваются воспалительные заболевания глаз – конъюнктивит, блефарит, кератит и т.п. У детей и взрослых, много читающих или работающих за компьютером, развиваются близорукость и дальнозоркость, а также при стрессе запускаются процессы, которые способны привести к повышению внутриглазного давления и развитию глаукомы.

При аденовирусной инфекции, проявляющейся в виде простуды и передающейся воздушно-капельным путём, развивается такое осложнение как конъюнктивит: это заболевание начинается с ощущения зуда в глазах и лёгкой отёчности век. Предрасполагающими факторами являются переохлаждение, авитаминоз, расстройства обмена веществ, хронические поражения носа и слёзных путей. У новорождённых при прохождении головки через родовые пути матери, страдающей гонореей, возникает гонококковый конъюнктивит. У взрослых 85 % случаев конъюнктивита вызваны аденовирусами и лишь 15 % — бактериями; у детей бактериальный и аденовирусный конъюнктивиты встречаются с одинаковой частотой. Различают аденовирусный (фарингоконъюнктивальная лихорадка), энтеровирусный, герпетический, бактериальный, хламидийный, аллергический, острый и хронический конъюнктивит.

В наше время часто встречается и блефарит - заболевание глаз, сопровождающееся хроническим воспалением краев век и трудно поддающееся лечению. Основным возбудителем является золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus), а у детей патогеном может выступать также эпидермальный стафилококк (Staphylococcus epidermidis).

Причиной возникновения блефарита являются хронические инфекционные и аллергические заболевания, вирусная инфекция, недостаток витаминов, анемия, болезни пищеварительного тракта, зубов, носоглотки, запущенная патология зрения. Способствуют заболеванию также постоянное раздражение глаз ветром, пылью, дымом. Заболевание, как правило, возникает при стойком снижении иммунитета.

Определённую опасность несёт ношение контактных линз. У людей, постоянно их одевающих, развивается кератит — воспаление роговицы глаза, проявляющееся преимущественно её помутнением, изъязвлением, болью и покраснением глаза. Наблюдаются слезотечение, светобоязнь, блефароспазм, уменьшение прозрачности и блеска роговицы с последующим её изъязвлением и развитием тяжелых осложнений. Возможный исход кератита — катаракта (см. ниже) и снижение зрения.

Как правило, бактериальные кератиты вызывают такие бактерии как золотистый стафилококк и синегнойная палочка, а также амёбная инфекция. Вирусные кератиты в 70 % случаев вызываются вирусом герпеса.

Катаракта - частичное или полное помутнение вещества или капсулы хрусталика, приводящее к снижению остроты зрения вплоть до полной его утраты.

В ряде случаев болезнь может развиться под влиянием внешних факторов, например под воздействием излучения, либо в результате некоторых заболеваний, в частности сахарного диабета. В большинстве своем катаракта — это естественный результат старения организма, обусловленное денатурацией белка, входящего в состав хрусталика.

Наиболее частым симптомом катаракты является снижение остроты зрения. Врожденная катаракта у ребенка может проявиться косоглазием, наличием белого зрачка или снижением зрения, которое обнаруживается по отсутствию реакции на бесшумные игрушки.

Как правило, запущенный процесс рано или поздно приводит к необходимости хирургического лечения катаракты.

Глаукома – заболевание глаз, характеризующееся постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления с последующим развитием дефектов поля зрения, снижением зрения и атрофией зрительного нерва.

При глаукоме сначала начинает ухудшаться периферийное зрение. Затем изменения происходят во всем поле зрения. Если давление продолжает расти, а больной не прибегает к лечению, — зрение постепенно ухудшается вплоть до слепоты, так как отмирает глазной нерв.

В начале течения заболевания глаукома может никак не проявлять себя, протекая незаметно для заболевшего, в связи с чем человек может начать отмечать снижение зрения уже тогда, когда необратимо повреждено более половины волокон зрительного нерва.

Повреждение нерва и потерю зрения при глаукоме невозможно остановить, но существуют методы лечения, которые позволяют замедлить или остановить прогрессирование заболевания. Лечение может сделать внутриглазное давление нормальным и предотвратить или приостановить дальнейшее повреждение нерва и развитие слепоты.

Очень важно при глаукоме своевременно начать лечение, и обязательно под контролем врача.

Ввиду многофакторности механизмов поражения органов зрения, возникающих при глазных болезнях, необходимо внимательно следить за гигиеной зрения, осуществлять профилактику заболеваний глаз. А при появлении хоть одного из вышеописанных симптомов - незамедлительное проведение комплексной разнонаправленной терапии заболевания.